slog

Тел/факс: 998 (61) 224-72-89
Республика Каракалпакстан г.Нукус ул.Татыбаева 7а

slid_slog

ЭССЕ ЛАУРЕАТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПУШКИНСКОГО КОНКУРСА(2017)

« Назад

20.09.2017 15:50

ЭССЕ ЛАУРЕАТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПУШКИНСКОГО КОНКУРСА(2017)

СЕЙТНАЗАРОВОЙ Б.С.

 

“Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?”

 

 Основной закон нашего государства - Конституция Республики Узбекистан - обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, обеспечивает создание условий для их развития. В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственном языке Республики Узбекистан» процесс обучения осуществляется на семи языках, одним из которых является русский язык.

                                         Общая стратегическая цель обучения русскому языку в школах Узбекистана с другими языками обучения - создание системы обучения, обеспечивающей овладение языком как средством общения, познания, планирования и организации деятельности, эмоционально-эстетического и нравственного воздействия и воспитания.                                            

                                         Русский язык в числе других иностранных языков является средством общения и взаимопонимания. Это связано прежде всего с расширением экономических, политических и культурных связей между странами.

                                       Знание иностранных языков является сейчас необходимой частью личной и профессиональной жизни современного человека, в данном случае и знание русского языка.            

                                         Немного о конкурсе. Я давно интересуюсь Пушкинским конкурсом, постоянно слежу за тематикой сочинений, знакомлюсь с победителями конкурсов, но никак не могла решиться написать. В этом году решила попробовать, дай,  думаю, напишу, может получится и наконец исполнится моя мечта с детства - увидеть Москву.                            

                                         Расскажу о себе и своей семье. Я, Сейтназарова Бибихан, преподаю русский язык в школе. Стаж работы –более 30 лет. Учитель высшей категории. Отличник народного образования Республики  Узбекистан. Мой муж – Галиуллин Мажид также преподаватель русского языка. Стаж работы – более 37 лет. Семья у нас русскоязычная. У нас три дочери и сын. Все обучались в русских классах.

                                         Сначала я бы хотела  остановиться на том , прочему я выбрала профессию именно учителя русского языка?

                                         Мой папа, Сейтназаров Сейдамет, 1917 года рождения, участник боев под Сталинградом. Обычный деревенский парень , не знает и не понимает русского языка. В одном из боев был тяжело ранен. И вот как он нам рассказывал:  “Лежу, истекаю кровью. Думаю, всё. Наверное,  здесь помру. И не увидеть мне больше родных, мать, отца. Уже прощаюсь с белым светом. И тут подходит незнакомый русский парень, солдат. Он снял с себя плащ, положил меня и понес . Так и донес до санчасти. И если бы не он, остался бы я на поле боя. Очень хочу выразить ему слова благодарности, но не могу , не знаю русского языка.” И благодаря своем спасителю папа остался жив, выздоровел, вернулся на Родину. За боевые заслуги был награжден орденом Отечественной войны П  степени. И я потом все время говорила папе: хоть бы имя у него спросил. Мы бы потом его разыскали, написали бы ему письмо. И это главная причина того, почем я стала преподавать детям русский язык. Я очень благодарна всем русскому народ за широту его души, за мужество, за искренность и правдивость. (Папа нам очень много рассказывал о таких случаях во время боёв.)

                                         Вернемся к теме нашего эссе: “Учить русский. Можно? Модно? Выгодно?” Вопрос риторический. В условиях Узбекистана на сегодняшний день на все эти три вопроса я могу ответить положительно.

                                         Можно ли учить русский язык? Наш Тахтакупырский район - самый отдаленный район Каракалпакстана. Он расположен в 120 км от столицы, города Нукуса. Никакой языковой среды. Единственными проводниками русского языка являются учителя-русисты, Российское телевидение, Интернет. Но как наши дети заинтересованы в овладении русской речью! Дополнительные занятия во внеурочное время, кружковая работа хоть и не в полной мере, но всё же как-то компенсируют недостаток учебных часов.

                                         Недавно, во время месячника русского языка и литературы, вместе с учениками 6 классов подготовили инсценировку сказки П.Ершова  “Конек-Горбунок”. Как увлеченно ребята готовили декорации, шили костюмы, учили стихотворение! Расходились после репетиций по домам глубоким вечером, даже родители были очень заинтересованы в этом и радовались за своих детей.

                                         Я провела недавно открытый урок в 9 классе на тему: “К.Симонов. Стихотворение “Жди меня.”” Меня очень волнует то, что наши дети стали забывать о Великой Отечественной войне, о подвигах нашего советского народа на войне и в тылу. Какой ценой досталась нам эта победа? Подобрала материал из Интернета, остановилась на подвигах наших земляков-героев, рассказала о семье простого кузнеца из Ташкента Шоахмеда Шомахмудова и его жены Бахри, которые во время войны усыновили и воспитали эвакуированных детей разных национальностей как своих. Рассказала о своем отце. И вот прозвенел звонок. Урок кончился. А в классе гробовая тишина. На глазах у детей слёзы. И я понимаю, что цель урока достигнута. Дети поняли, что война-это слёзы, несчастья, потеря близких, разруха, голод и т.д. И в заключении я привела слова нашего первого Президента И.Каримова о том, что бесспорно, “велика роль русского народа в этой Победе.”

                                        Наши дети тянутся к русскому, хотят узнать его ближе, говорить на нём. И на вопрос: “Можно?” Я бы хотела ответить словами своих учеников: не “Можно?”, а  “Нужно!”            

                                        Второй вопрос: “Модно?”

                                        Ответила бы утвердительно: “Модно!” У меня сын-подросток. И так как у нас семья русскоязычная, сын хорошо владеет русской речью и может свободно изъясняться на нём. Его друзья, как он говорит, завидуют ему. Мол, у тебя есть все условия для этого, не то что у нас. И владение русским языком в их среде считается модным. Человек, владеющий русским языком, как бы стоит на  ступень выше своих сверстников.                       

                                        Или другой пример.

                                        Из-за нехватки часов (1 час в неделю) я работаю в двух школах. Вторая школа находится в ауле, в 20 км от райцентра. Приходится добираться на попутках. Недавно возвращаюсь с работы поздно. Поджидаю попутку. Остановилась машина. Водитель, молодой мужчина, оказывается работает участковым  милиционером аула. Разговорились. Узнав о том, что я преподаю русский язык, парень оживился. И сказал, что очень хочет научиться говорить по русски. И по работе тоже нужны знания по русскому, так как очень часто требуется перевод документации с русского на родной. “Если у Вас будет свободное время, помогите мне, пожалуйста, научите русскому языку,” -говорит он. И не это ли доказательство того, что владение русским языком считается и модным, и нужным?          

                                        Очень большую помощь мне в моей работе оказывает Интернет. Разработки уроков, кружковых занятий учителей-русистов России помогают нам разнообразить уроки, сделать их более интересными, содержательными. На курсах повышения квалификации в г. Нукусе я провела для слушателей литературный вечер, посвященный творчеству А.С.Пушкина. Были приглашены гости из Русского культурного центра. Было очень интересно. За активное участие в этом вечере председатель Русского культурного центра Г.А.Зоркина  вручила мне Грамоту, которой я очень дорожу.

                                               

                                        Иногда попадаешь и в такие ситуации. Здесь уместно привести русскую пословицу: “По одежке встречают, по уму провожают.” (Конечно, я не хочу сказать, что я очень умная.) У нас учительская зарплата. Одеваемся скромно, мо мере возможности. Попадаешь иногда в компании, где сидят напыщенные, одетые с иголочки. Вот начинается разговор. И владение русским языком в этих случаях быстро сбивает спесь с так называемых “богатеньких”, которые по русски, как говорится, “ни а, ни б, ни кукареку.” Ситуация меняется в корне.

                                         Ещё у нас здесь есть такое выражение - “Орыстай” (как  русский). Человек, имеется в виду. И надо сказать, не каждый удостаивается такого сравнения. Так обычно говорят про людей, которые поступают по справедливости, прямолинейны. Которые никогда не будут ходить вокруг да около, юлить, подхалимничать. И считается честью, когда про тебя говорят: “Ол орыстай” (Он как русский). И не это ли высшая похвала, дань уважения русскому ?!

                                          И третий вопрос -  Выгодно?

                                          Выгодно! – считаю я. На примере своей дочки я убедилась в этом . Девочка из сельской глубинки. Училась в русском классе. После окончания школы потупила в Узбекский Государственный университет мировых языков на факультет английской филологии. Отличное знание русского языка оказало ей большую помощь в овладении английским языком. После окончания ВУЗа, благодаря своим знаниям, она прошла конкурсный отбор и в настоящее время работает в аэропорту г. Дубая. Могла ли она даже подумать об этом? И немаловажную роль, я думаю, здесь сыграло знание русского языка.

                                           И когда молодежь устраивается на работу, в большинстве случаев, в требованиях работодателя есть строки “знание русского языка приветствуется.” Значит тот из них, который владеет русским языком, будет более востребован. Вывески на базарах, в магазинах у нас ,обычно, на русском языке. Очень часто госучреждения просят нас помочь в переводе документации с русского на каракалпакский язык. Значит потребность в нас, учителях-русистах, сильна. И она, по-моему, растёт изо дня в день.

                                                    

                                           Когда видишь горящие глазёнки детей, которые готовы приходить хоть каждый день на кружковые, дополнительные занятия, которые не дают тебе лениться, думаешь, что не зря выбрала  “могучий, правдивый, свободный русский язык.” И хотя я уже на пенсии, я продолжаю работать, давать детям свои знания, ведь дети – это готовая почва, которая  ждет того часа, когда мы посеем зёрна “разумного, доброго, вечного .”                                   

                                           Хочу завершить своё сочинение словами любимого литературного героя: “Есть ещё порох в пороховницах!” И пока позволяет здоровье, я буду учить детей русскому языку. Каждое слово, каждое сказанное ими предложение на русском языке будет для меня наградой, моим достижением. (извините, если получилось сумбурно)

                       

                               Сейтназарова Бибихан Сейдаметовна

   

                              Средняя общеобразовательная школа 1(массив Заготзерно)

                             

                                    Республика Каракалпакстан    Тахтакупырский район