slog

Тел/факс: 998 (61) 224-72-89
Республика Каракалпакстан г.Нукус ул.Татыбаева 7а

slid_slog

Ко дню русского языка

« Назад

05.06.2018 16:24

 

 

КО   Д  Н  Ю   Р У С С К О Г О  Я З Ы К А

СОСТОЯНИЕ И  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ  РУССКОГО ЯЗЫКА В УЗБЕКИСТАНЕ

                            Хван Людмила Борисовна, профессор,  преподаватель                                                                                       кафедры русской филологии

                           (Каракалпакский государственный университет им. Бердаха)

 

Современный этап развития Республики Узбекистан характеризуется позитивными переменами, активно развивающимися связями с Ближним и Дальним зарубежьем, во многом, определяемых приоритетным вниманием руководства страны, уделявших и продолжающих уделять иностранным языкам, расценивая их изучение как социальный заказ. Среди иностранных языков, изучаемых в Узбекистане, весьма востребованным остается русский язык, который в новых условиях, несмотря на преимущественное положение английского языка, не утратил свою социальную функцию -   функцию языка межнационального общения, сохраняет  лидирующую позицию как   феномен стабильности, межнационального согласия.

Потребность в знании русского языка, как и  иных иностранных языков, обусловлена не только осознанием их громадной роли в поступательном развитии страны, но и   стремлением народа всемерно углублять дружественные связи с Россией, мировым сообществом, «строить свое великое будущее в согласии, в  сотрудничестве с иностранными партнерами»

Отсюда, не случайно,  русский язык сохранил статус обязательной дисциплины на всех ступенях образования. Отрадно отметить, что в более десяти ведущих вузах Узбекистана функционируют отделение русского языка и литературы, группы с русским языком обучения    по ряду  специальностей, магистратура. В некоторых областях, а также в городе Ташкенте созданы объединения преподавателей русского языка и литературы в  (ТОПРЯЛ), Самарканде (СОПРЯЛ), Хорезме (ХОПРЯЛ) и др.

Большую работу  на всех уровнях–вузовском, региональном, международном осуществляют кафедры русской филологии Национального университета  имени Улугбека, Ташкентского университета  имени Низами, Самаркандского университета мировых языков , Каракалпакского государственного университета имени Бердаха, Нукусского педагогического института имени Ажинияза и мн.др.Однако, несмотря на позитивные тенденции в изучении русского языка ,сегодня  невозможен возврат к полномасштабному изучению русского языка. В этой связи весьма важно не сетовать об ущемлении русского языка, ибо в отличие  от некоторых стран, русский язык в Узбекистане, как мы отмечали выше, сохранил статус  учебного предмета для обязательного изучения, а необходимо находить оптимальные пути совершенствования качества знаний русского языка.

Один из путей связан с переоценкой роли цели и задач  изучения русского языка в контексте современных требований, вызовов современности.

В определении цели и задач изучения русского языка следует исходить из  аксиологической ценности языка, определяемой его функцией, тем, что язык–основа жизни, средство общения, сближения .консолидации народов и стран.

Ценностная сущность русского языка определяет цель и задачи  его изучения, реализация которых обуславливает необходимость пересмотра традиционной структуры занятий  по русскому языку , в частности,  введения  в качестве обязательной учебной ситуации –ситуацию не только по углублению знаний обучаемых по изучаемой грамматической теме, но и формированию у обучаемых знаний культуры, истории России, «особенной ее стати»,подготовку к спонтанному общению, межкультурному диалогу, взаимодействию с представителями иных социально-культурных общностей, их сближению. Ведь, как справедливо подчеркивает Наумов Г.И.,- «на современном этапе преподавания знания культуры страны и народа изучаемого языка будут не просто значимыми и важными, они будут играть определяющую роль при использовании языка и тем самым влиять на иноязычную коммуникативную компетенцию студентов»

Успешной  реализации цели и задач изучения русского языка  способствует целенаправленное использование современных педагогических и информационных технологии, в частности ,модульного обучения, определяющего необходимость всемерного использования в качестве модуля «единицы знаний»(Н.Морозова) –отрывков из художественных, познавательных текстов, фрагментов интервью, дневниковых записей великих поэтов, писателей ,имеющих непреходящую ценность в проведении межкультурного  диалога, дающего студенту и учителю «новый ракурс видения своей роли в преобразовании себя и своей жизни, в культуре, в системе образования» . способствующего активизации коммуникативной деятельности обучаемых,  обогащению их духовной культуры .

В процессе работы над художественными текстами, высказываниями великих личностей о русском языке, истории, культуры   определяющую роль  играют целевые и операционные модули, связанные с выполнением разных видов заданий, представляющих «программу действий, обеспечивающих достижение поставленных целей»,способствующих обогащению новыми знаниями, их систематизации, обобщению, применению в межкультурных ситуациях. Это – задания, связанные с реализацией принципов развивающего обучения, преемственности, индивидуально-деятельного подхода. Модульное обучение отвечает природе новой парадигмы обучения, основанной на индивидуально-деятельностном подходе, активизации самостоятельной работы обучаемых, креативного мышления, обогащении их духовной культуры Модульное обучение включает следующие учебные ситуации- входной контроль; самостоятельная работа; мое мнение; развитие логичности мышления; выходной контроль.

Эффективным способом по улучшению качества знаний по русскому языку, активизации речевой деятельности, творческой самостоятельности обучаемых способствуют задания по развертыванию мысли, заключенной в одном или в нескольких предложениях, взятых из художественных произведений:  «Глаголом жечь сердца людей», «Люби сирот и мой Коран» ,«Тихая моя Родина», «Мы сохраним тебя, русская речь», «Как сладкую песню  Отчизны моей, люблю я Кавказ» и т.д.

Для укрепления позиции русского языка желательно оптимизировать  использование инновационных методик- интегративной (привлечение других видов искусств -живописи, музыки ит.д.), проектной (выполнение проектов, их презентация), а также переводческую деятельность в республике.

Историческое развитие все  шире вовлекает народы, нации  и страны в планетарное сотрудничество, обуславливая  большую потребность в  русском языке. Целенаправленная работа по совершенствованию качества знаний по русскому языку  в условиях  нарастания в глобальном и региональном измерении вызовов современности -усиления международного терроризма, религиозного экстремизма, внутриэтнических противостоянии, нацистских, сепаратистских тенденции, стратегии по созданию однополярного мира, должна восприниматься,  как  кровная задача каждого русиста, решение которой поможет не только  мотивировать интерес к русскому языку,   но обусловит  духовное  развитие  обучаемых, устремленность их к всеединству мира.