slog

Тел/факс: 998 (61) 222-87-92
Республика Каракалпакстан г.Нукус ул.Татыбаева 7а

slid_slog

С днем рождения "Прогресс"!

« Назад

17.04.2020 13:02

Светлой памяти основателя Центра Образования и Развития "Прогресс" Лилии Ивановне Лагазидзе посвящается.

photo_2020-04-17_13-04-14

 

Почти 30 лет назад 15 апреля в г. Нукус была создана уникальная школа "Прогресс".

        Историю создают люди. Существует "крылатое" выражение "историю создают люди". В историю развития народного образования Республики Каракалпакстан внесла свой неоценимый вклад и Муза просвещения (как ее называют на просторах Интернет) - Лилия Ивановна Лагазидзе, Заслуженный работник народного образования Республики Узбекистан, Кавалер ордена «Дустлик». История Центра образования и Развития "Прогресс" в городе Нукус - это историческая веха в развитии народного образования Республики Каракалпакстан. Отрезок времени, включающий в себя более 20 лет. И все это время Лилия Ивановна Лагазидзе была бессменным руководителем Центра образования и Развития "Прогресс" (ЦОиР "Прогресс"). Министр народного образования Республики Каракалпакстан Татлымурат Атамуратов, оценивая нестандартный подход Лилии Ивановны в обучении английскому языку, способствовал открытию инновационного учебного центра. 19 ноября 1992 г. вышло Постановление Совета Министров Республики Каракалпакстан (№ 276/II) об открытии Центра Языковой подготовки "Прогресс" (ЦЯП ) в городе Нукус. Первые занятия начались 15 апреля 1993 г. Ученики 8 -11 классов во внешкольное время обучались английскому языку. Лилия Ивановна собрала коллектив из самых опытных учителей города. Нетрадиционные методы обучения, внедренные в систему обучения принесли невиданную популярность "Прогрессу". Достигнутые результаты превзошли все ожидания! Школьники, занимавшиеся в "Прогрессе", поступали в любой вуз, набрав высокие баллы на вступительных экзаменах. Из уст в уста передавалась весть о необычном учебном заведении, где дети учатся по другим программам и другими методами. Услышав о "Прогрессе", приезжали изучать английский язык ученики со всех концов республики. Но стены "Прогресса" не вмещали всех желающих учиться. Лилия Ивановна стала искать пути как же охватить всех детей, стремящихся к знанию английского языка. Постановлением Совета Министров Республики Каракалпакстан от 2 июля 1999 года (№ 161-б) здание Дворца школьников, расположенного в 23 микрорайоне города Нукус было передано "Прогрессу". Здания большого, но находившегося в аварийном состоянии и требующего капитального ремонта. Началась трудоемкая работа по ремонту заброшенного здания. Корпус нужно было восстанавливать заново, "с нуля" - провести отделочные работы во внутренних помещениях, отремонтировать крышу, фасад, устранить неисправности электро -, тепло -, газо -, водо - систем, облагородить территорию и т.д. Кровля здания до того была обветшалой, что во время дождя вода стекала с третьего этажа на второй, образуя огромные лужи. Температура в помещениях не соответствовала нормам. Везде ощущалась заброшенность и бесхозяйственность. Но энтузиазм, целеустремленность и глубокая вера в начатое дело помогли закончить реконструкцию корпуса и благоустройство территории в относительно короткие сроки. Под руководством Л. Лагазидзе неустанно трудился весь коллектив - и днем и ночью. Изучать дополнительно английский язык приходили не только дети из Нукуса, было очень много учеников, специально приезжавших из других районов республики. Школьникам, которые по тем или другим причинам не могли посетить занятия в Нукусе, в городе Кунград был открыт филиал центра «Прогресс». Предполагалось открытие филиалов "Прогресса" и в других регионах Республики Каракалпакстан. Уже в 90 годы ХХ века Лагазидзе Л.И. заложила основы инновационной концепции непрерывного образования, предполагающей последовательное обучение в системе дошкольного, начального, среднего и дополнительного образования. На основании Постановления Совета Министров Республики Каракалпакстан от 21 августа 2001 года (№ 170/5) Центр Языковой подготовки (ЦЯП) был преобразован в Центр Образования и Развития "Прогресс" (ЦОиР), в структуру которого входили специализированная школа (1-9 классы), Языковой Центр. Постановлением Совета Министров Республики Каракалпакстан от 6 февраля 2002 года (№ 30 - d) здание детского сада № 4 было передано на баланс "Прогрессу". Это событие ознаменовало собой открытие детского сада при ЦОиР "Прогресс". В 2003 году был открыт колледж. Таким образом, в Республике Каракалпакстан впервые была внедрена в практику идея непрерывного образования. Как известно, в центре идеи непрерывного образования находится личность, его желания и способности. Учитывая данный постулат, Лилия Ивановна уделяет основное внимание разностороннему развитию детей. После основных уроков в школе ученики посещали дополнительные занятия по интересам, где имели возможность развивать свои дарования в спорте, танцах, пении, шахматах, рисовании и по другим направлениям. На торжественном мероприятии, поздравив первых учеников-первоклашек с началом учебного года, в сентябре 2001 года министр народного образования Республики Каракалпакстан Бегдулла Султанов официально объявил об открытии специализированной школы "Прогресс". А до открытия школы была проделана кропотливая работа. Неутомимая и неугомонная Лилия Ивановна Лагазидзе, продумывала и подробно вникала в каждую деталь при строительстве нового здания школы которое должно отвечать всем современным стандартам - административные помещения, учебные кабинеты, кабинет врача, актовый и спортивные залы, столовая и т.д. Помнится, как долго смешивая краски разных оттенков, строители не могли подобрать терракотовый цвет для покраски фасада здания школы. В те времена дома традиционно были окрашены в стандартные цвета - белый, желтый, серый. И даже здесь проявилась оригинальность Лилии Ивановны! Терракотовый цвет, создающий атмосферу тепла и гостеприимства наконец был найден. Следующим этапом было - подобрать и подготовить учебный материал. Лилия Ивановна старалась, чтобы ученики занимались по передовым учебникам английского языка. Выписывала их из Англии, делались копии учебных пособий. Например, это учебники - Strimlain English, Way Ahead. Они состояли из трех книг - книга для учителя, рабочая тетрадь и для домашних заданий. Дальше нужно было найти опытных учителей-энтузиастов своего дела. Предполагалось, что в каждом классе начальной школы будет работать два педагога. Опытный учитель и его помощник - ассистент. Ассистент учителя, сначала помогал ведущему педагогу, набрав опыт у старшего наставника, через 3-4 года сам становился учителем начальных классов. Проявилась мудрость, дальновидность Лилии Ивановны в подготовке кадров. Она предусмотрела преемственность поколений - непрерывную связь, обогащение традиций и частного положительного опыта. Думается, что многие молодые учителя начальных классов признательны Лилии Ивановне, что они с ее легкой руки, ныне стали компетентны в своей профессии. Масштабное мышление Лилии Ивановны сказалась и во внедрении новых компьютерных и педагогических технологий в образовательный процесс. Она понимала, что это будет способствовать значительному повышению качества образования. Технической оснащенности учебных кабинетов мог позавидовать любой вуз республики. Почти в каждом классе имелся телевизор и DVD-плеер, проекторы, а в некоторых кабинетах были установлены интерактивные доски. Неординарный подход к организации учебного процесса, к качеству образования, применение информационных и педтехнологий в учебном процессе позволило повысить эффективность процесса обучения. Учителя искали и стремились найти разнообразные методы визуализации и, в конце концов, создали богатый фонд мультимедийных материалов. Подобной школы еще не было в практике народного образования республики! Мне посчастливилось вместе с Лилией Ивановной забить первый колышек на месте строительства будущего здания специализированной школы. За короткое время на близлежащей территории основного корпуса выросло благодатное учебное заведение, ежегодно выпускающее десятки одаренных детей, способных адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре, образовании, обществе, в жизни. Сегодня многие выпускники "Прогресса" превратились в успешных людей с прочным багажом знаний. Эта сильная, упорная, но одновременно хрупкая, изящная женщина сформировала имидж образования республики на целые десятилетия вперед. Ее успехи и достижения в образовательном процессе создали историю народного образования республики. За большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества с Российской Федерацией, сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом Лилия Ивановна - награждена государственной наградой Российской Федерации «Медалью Пушкина». Каракалпакская земля приняла более полувека назад юную девушку из Белоруссии, которая впоследствии посеяла зёрна разумного, доброго, вечного, прославив народ, республику на всю планету. Наверное это и есть закон гармонии, равновесия, высокой человечности! В республике Каракалпакстан, мы думаем, нет такого человека, которому не было бы незнакомо имя Лилии Ивановны Лагазидзе. И все мы - каждый родитель - преклоняемся перед ней за наших детей, за каждую состоявшуюся личность, за неоценимый вклад Лагазидзе Лилии Ивановны в развитие народного образования республики Каракалпакстан. Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Прозорливость Лилии Ивановны сказалась и в выборе названия Центра образования и развития. Слово «прогресс» в переводе с латинского языка означает "движение вперёд, успех". Центр образования и развития «Прогресс», оправдывая и соответствуя своему названию, все эти годы двигался вперед, стал путеводителем для многих его выпускников, которые добиваются успеха и достигают высот в различных сферах жизни во многих странах мира. Более двадцати лет назад (1992) Лилия Ивановна Лагазидзе создала свое детище - Центр Образования и Развития "Прогресс" - учебное заведение, аналогов которого нет и сегодня по всей республике! Центр образования и развития «Прогресс» – это прообраз учебного заведения, построенного на принципах непрерывности образования и ориентированности на личность, о которых неоднократно говорит в своих выступлениях и акцентирует внимание глава республики Шавкат Миромонович Мирзиёев. Президент республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев назвал Национальный Университет Узбекистана и Самаркандский государственный университет флагманами в системе высших образовательных учреждений, мы считаем, что Центр образования и развития «Прогресс» в городе Нукус можно назвать флагманом в системе народного образования республики!

Орымбетова Нигара Бердимуратовна Доцент кафедры русского языка и литературы Нукусского государственного педагогического института имени Ажинияза