slog

Тел/факс: 998 (61) 224-72-89
Республика Каракалпакстан г.Нукус ул.Татыбаева 7а

slid_slog

Я Т Е Б Я Н Е З А Б Ы Л

« Назад

30.08.2018 17:00

Я  Т Е Б Я  Н Е  З А Б Ы Л

 

Али Хамраев снял  фильм о своем отце

 

 

Классик советского кино, российско-узбекский режиссер Али Хамраев снял очень личную неигровую картину «Я тебя не забыл» , который повествует о короткой, но яркой жизни актера и драматурга узбекского советского кино Эргаша Хамраева. Он дружил и общался с интереснейшими людьми 20-х-30-х годов. В июле 1941 года младший лейтенант запаса Эргаш Хамраев был мобилизован в действующую армию. В феврале 1942 года он погибает под Вязьмой. 9 мая прошлого года Али Эргашевич вышел с его портретом на одиночный марш «Бессмертного полка» в смоленский лес. 

 

В августе с.г.картина участвовала в неигровом конкурсе кинофестиваля "Окно в Европу", что проходил  в городе Выборг Ленинградской области. А в  скором времени картину  покажут в США . Сам Хамраев  в последнее десятилетие постоянно живет в итальянском Сан-Ремо, где в 1980 году его картина «Триптих» получила Гран-при на кинофестивале. 

Сняв фильм  об отце, Али выполнил наказ матери. Впервые он отправился в Вязьму в 1973 году с другом и сценаристом Одельшей Агишевым, ломиком наколол промерзшей земли, на которой погиб отец, и поклялся снять о нем фильм. Он написал сценарий не только о своем папе, но об Узбекистане, где родился и вырос, о становлении узбекского кинематографа. Оператором фильма стал его старинный друг — классик отечественного кино Юрий Клименко.

 

Первая глава «Начало» рассказывает о кино в Узбекистане в 1920-х. В то время киностудия располагалась в мечети. Только-только появились авиарейсы из Ташкента в Москву, а к аэродрому подъезжали узбеки в шелковых халатах на верблюдах. Все это запечатлено в кинохронике тех лет. Али Хамраев при встрече все время рассказывает удивительные истории о том, как отмечали в Узбекистане День советского кино, как поехал с несколькими консервными банками в Москву поступать во ВГИК, как возил Микеланджело Антониони по Узбекистану, как жил итальянский классик в Доме колхозника.

Разные люди в кадре рассказывают о том, что не знают о том, где их близкие, а если удавалось выяснить хоть какие-то детали, сердце немного успокаивалось. Сам Али Хамраев появляется на экране со словами: «Я тоже нашел могилу отца в смоленских лесах под Вязьмой. Он умер от ран и там же был закопан. Мой папа не вернулся с Великой Отечественной войны. Было ему 32 года, а мне 4 года».  В картине использована редкая ленинградская хроника: переполненные трамваи, гроздьями висящие на перилах пассажиры, пышные елки, которые торжественно везут через центр города в новогодние дни. В июле 1941 года младший лейтенант запаса Эргаш Хамраев был мобилизован в действующую армию, а 9 февраля 1942 года погиб под Вязьмой. Из некогда секретных списков безвозвратных потерь выяснилось, что Эргаш Хамраев убит не в бою в деревне Хожаево, а умер от ран в деревне Чащёвка, что в 14 км от Хожаева, где и похоронен. Тяжело раненного бойца перевозили в соседнюю деревню.

Спустя годы его взрослый сын нашел в деревне Чащёвка могилу отца, восстановил в архивах его жизненный путь и подробности гибели. О многом он узнал от матери, Анастасии Тарасич, — украинки из Полтавы, работавшей секретарем сценарного отдела киностудии «Узбекфильм», его друзей (с одним из них отец имел единственные приличные брюки на двоих). После техникума Эргаш снимался в главных ролях, а в 1935-м дебютировал как сценарист фильма «Джигит». В составе кавалерийского корпуса был направлен в Иран, где и начался роман в письмах с будущей матерью его сыновей. Писал он своей любимой на бумаге из-под сухарей, предназначенных для Красной Армии.

В Выборге картину Али Эргашевича  приняли очень тепло и сердечно. И не только фильм, но и самого мэтра кино. На церемонии закрытия был снят гипсовый отпечаток ладони Али Хамраева для аллеи славы. А зрители смогли посмотреть его последний фильм и затем долго расспрашивали его о новом фильме.

DSC00405

                                                                                                                                           Светлана Хохрякова,

                                                                                                                                              Андрей  Князев.