slog

Тел/факс: 998 (61) 222-87-92
Республика Каракалпакстан г.Нукус ул.Татыбаева 7а

slid_slog

ЖИТЬ И УЧИТЬСЯ В СОГЛАСИИ СО ВСЕМИ НАРОДАМИ

« Назад

26.08.2020 17:21

ЖИТЬ И УЧИТЬСЯ В СОГЛАСИИ СО ВСЕМИ НАРОДАМИ

 

Национальный вопрос всегда был и остается очень болезненным и щепетильным, поэтому национальная политика любого государства должна быть очень тонкой, корректной и мудрой.

Узбекистан - многонациональное государство , в котором проживают около 180 различных наций и народностей. Благодаря взвешенной и продуманной политике государства наша многонациональная «семья» живет в мире и согласии, взаимодополняя и обогащая культуру друг друга .

Сила подлинного великодушия узбеков, каракалпаков, их дружеского отношения к иным нациям проявлялась на протяжении всего исторического развития республики

С особой силой она проявилась  в годы Великой Отечественной войны. Республика гостеприимно встретила потоки эвакуированных представителей различных народов, местные жители проявляли искреннюю заботу о детях - сиротах. Свидетельством тому статья видного поэта Узбекистана Хамида Алимджана, опубликованная в газете «Правда Востока» от 18 сентября 1943 года, где он пишет: «Ташкентскую зиму 1941-1942 годов люди никогда не забудут. В город, казавшимся тесным самим ташкентцам, нахлынули десятки тысяч людей»., а также статья «День памяти и почести», в которой отмечается, что «с августа 1941 года в Узбекистан были отправлены эшелоны с эвакуированными: 22 научно-исследовательских институтов, 16 ВУЗов, 2 библиотеки. В Республике было создано 113 воинских госпиталей».[1]

«В годы войны в Узбекистан привозили эшелоны детей, оставшихся без близких и без крова», - пишет Кельдиев Т.Т.[2] Это были сиротские эшелоны. Узбеки брали детей к себе в семью, многих вырастили. В своих воспоминаниях Анна Ахматова отмечала: «В те жестокие годы в Узбекистане можно было встретить людей едва ли не всех национальностей нашей страны. На одном заводе или на одной съемочной площадке вместе работали русские и белорусы, молдаване и украинцы, поляки и узбеки, литовцы и греки, курды и болгары.

А сколько детей-сирот из захваченных немцами республик обрели своих новых родителей в Средней Азии! В Узбекистане, например, и без того многодетные семьи, но и они усыновляли, удочеряли русских, белорусских, украинских, молдавских, польских, греческих сирот, давали приют беженцам, делились с ними последним куском хлеба, сахара, последней пиалой молока. Хочется верить, что этого никто никогда не забудет…».[3]

Чувство благодарности А.Ахматова выразила в лирическом цикле, в статьях, посвященных Узбекистану. «Именно в Ташкенте, я впервые узнала, что такое палящий жар, древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта», - писала она.[4]

Вернувшись в Ленинград, она с любовью вспоминает «звездный кров», с теплотой говорит о немеркнущей памяти о нем:

Я буду помнить звездный кров

В сиянье вечных слав

 («Ташкент зацветает», 1956)

Азиатский дом навсегда вошел в душу Ахматовой. Она всем сердцем благодарила его:

Теперь я всех благодарю,

Рахмат и хайер говорю

И вот машу платком

Рахмат, Айбек, рахмат Чусти

Рахмат, Тошкент!-

 ( 28 сентября 1945, Ленинград).

О щедрости узбекского народа, узбекской земли, чувство благодарности узбекистанцам выразил классик белорусской литературы Якуб Колас в стихотворении «Узбекистан» писал:

В тихий час войны суровой

Ты дал приют и мне

С узбеком мы слагали слово

И песни о войне

Ты обогрел меня в печали

Мой брат Узбекистан. (перевод С.Сомовой)

«Всего в Узбекистане, спасаясь от бомбежек, голода и холода нашли приют, кров, семью 1,5 миллиона беженцев из оккупированных территории России, Украины, Белоруссии».[6]

Идею любви, дружбы, доброты, щедрости неустанно утверждал великий А.Навои:

    Счастлив ты, коль друга ты сумел найти.

    Ему внимание сердце посвети

    Но устрашись  насилие совершать.

    Страшись жестокость к людям проявлять.

 Великие поэты не разделяли нации и народы, Восток и Запад, проявляя щедрость души:

«Пусть из перстов твоих златой поток
Дождем осыплет Запад и Восток!»

Остеречь человечество от губительной вражды, человеческой разобщенности,  от забвения божественной любви, дружелюбия милосердия, с почтением относиться к иноверцам – наша общая задача в едином мировом согражданстве.
И мы должны беречь этот хрупкий мир, подаренный нам предками ,как завещал нам классик Каракалпакской литературы Бердах:

«Друг руку другу протяни, сильны мы  если не одни»

 

Председатель Русского культурного центра

Республики Каракалпакстан          Г.Зоркина

 

В статье использованы  статьи ,монографии ученых КельдиеваТ.Т., Хван Л.Б.

АлишероваР.