slog

Тел/факс: 998 (61) 224-72-89
Республика Каракалпакстан г.Нукус ул.Татыбаева 7а

slid_slog

Феномен веления времени

« Назад

08.02.2020 12:14

Феномен веления времени

IMG_20200218_130009_556

Целевая реализация качественно новых стратегии, сформулированных Президентом Мирзиеевым Ш.М., определяют необходимость подготовки образованных, научно-устремленных  специалистов, отличающихся конкуретноспособностью, мобильностью, высокой культурой. В связи с этим, в последнее время в вузах Каракалпакстана появились новые возможности качественного образования - осуществляется подготовка специалистов по программам двойных дипломов, расширяется сфера сотрудничества, проводятся вебинары, увеличивается число научных исследовании на грантовой основе. Одним из свидетельств которого является грант, предоставленный фондом «Русский мир»(Москва, Р.Ф.) Каракалпакскому Государственному Университету имени Бердаха на реализацию проекта «Русский язык в Республике Узбекистан -  Учебник русского языка для студентов не филологического профиля. Интенсивный курс в лингвокультурологическом аспекте». Руководителем проекта является, профессор КГУ имени Бердаха Хван Л.Б., соисполнителями были ст. преподаватели кафедры русского языка и литературы - Каландарова Г., Палванова Г., аспиранты-Турсымуратов Ш.М., Кабулов С.,Щербаев Е.,, Бектурсынова А.,  Хошмуратова И.

    Значимость данного проекта определяется тем, что эффективность работы педагога, подлинность образования, во многом, обусловлена качественным уровнем учебника. Не случайно, в последнее время первостепенное внимание придают созданию учебников, в которых были бы реализованы современные подходы. К сожалению, как отмечают составители учебника, в условиях вузов, все еще, не хватает исследовании инновационного характера. В связи с этим, выход «Учебника русского языка для студентов нефилологического профиля. Интенсивный курс в лингвокультурологическом аспекте» является своевременным и актуальным в контексте реализации указа Президента Шавката Мирзиеева от 9 октября 2019 года, связанного с «Концепцией развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030», ибо названный учебник нацелен не только на формирование теоретических знаний, но и «практических навыков, качественно новых уровней», реализацию инновационных подходов, таких, как «лингвокультурологический, определяемый функцией языка - ценности его как основы человеческой деятельности, «дома бытия» (М.Хайдеггер) человечества, обусловлен необходимостью всемерного использования художественных, познавательных текстов, материалов, связанных с культурой России, ее литературой, историей, информации из разных сфер русского искусства-музыки, живописи, этнографического, географического характера , аудиовизуальных материалов ,а также мировых культурных ценностей, включая родные.» Исходя из этого , авторы учебника увязывают изучение грамматических тем с мировыми ,родными, русскими культурными ценностями .Так, в нем  постижение каждой грамматической темы основывается на фрагментах художественных произведений, как русских писателей и поэтов А. С .Пушкина, Л.Толстого, Ф.Достоевского. С.Есенина и мн.др, так и родных- А.Навои, Бабур, Раим Фархади, Юсуфе Муххамад, Т.Каипбергенове, И.Юсупове,  Т.Жумамуратове, Т.Кабулове и мн.др., представителях иных литератур- Сент-Экзепюри, Гете, Ким Соволь, Томас Манн и др., а также, познавательных текстах о музеях –Лувре, Третьяковской галерее, Нукусском музее имени В.Савицкого и др.,театрах России и Узбекистана  -Большом и Малом, театре А.Навои и др. живописи - полотнах Леонардо да Винчи, К.Брюллова, Рембрандте, К.Рерихе, музыке - Чайковском, Шаляпине, Бетховине и др., нацелены на поиск студентов информации о великих ученых, в частности, фольклористах К.Айимбетове, К.Максетове, М.Нурмухамедове и др., выполнении разнотипных заданий на материале, связанных с русскими и родными народными традициями, обычаями, праздниками, высказываниями известных, великих личностей о русском языке - М.Шолохова, Ф.Искандера, И.Гогушешвили, С.Абдулла, С.Ибрагимова и др., об отношении русского народа к иным нациям и народам и, наоборот, отношении иных народов и стран к России-Теодора Рузвельта, Шарль де Голля, А .Навои, Ивана Франко, Сент Экзюпери, Хавруки Мараками, Томаса Манна и мн.др

Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что до настоящего времени в распоряжении педагогов не было учебника, учитывающего профиль специальности обучаемых, были только отдельные статьи и лишь отдельные преподаватели вузов, от случая к случаю, использовали познавательные тексты о великих ученых, связанных с профилем специальности обучаемых. Авторы попытались устранить и этот пробел. Так, в учебнике приведены образцы практических занятии, основанных не только на духовных ценностях мировой культуры, но и текстах, характеризующих вклад известных ученых физиков, математиков, химиков, экономистах –М.Ломоносове, Д.Менделееве, Софье Ковалевской, Н.Кондратьеве, К.В.Шееле, Александре Флеминге и др., создающих широкие возможности для реализации современных педагогических и информационных технологии. Таким образом,  «Учебник русского языка для студентов нефилологического профиля. Интенсивный курс в лингвокультурологическом аспекте» восполняет существенный пробел в учебной литературе, рассматривающей вопросы, связанные с инновационными технологиями, подходами в обучении русскому языку, и представляет один из первых опытов составления учебника  нового поколения, весьма важного в контексте в современных стратегии, сформулированных Президентом Шавкатом Мирзиеевым по  перспективному развитию республики. Издание учебника осуществлено при помощи гранта фонда «Русский мир»(Р.Ф.), благодаря которому учебники в количестве 500 экземпляров безвозмездно будут переданы вузам Каракалпакстана, детским домам Нукуса и Ходжейли. Кроме того, в рамках проекта будет проведены мероприятия: награждение сертификатами с логотипами вузов и фонда «Русский мир» победителей конкурса «Лучшее сочинение по русскому языку», проведенного в Каракалпакском Государственном Университете и Нукусском Государственном Педагогическом Институте; акция по поддержанию студентов-сирот, инвалидов, которым в дар будут переданы флешки, кружки с логотипами КГУ и фонда «Русский мир», свыше 50 учебников. Хочется надеется, что работа над проектами на грантовой основе продолжится в вузах республики, создаст реальные предпосылки для интеграции сферы нашего образования в общемировое образовательное, культурное пространство. 

Председатель Русского Культурного Центра Республики Каракалпакстан       Зоркина Г. А



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить