МЫ ПОМНИМ
« Назад
МЫ ПОМНИМ
На долю моего деда выпало три войны – первая Мировая, с финнами и с фашистами. С третьей ему не суждено было вернуться. От него не осталось ни фотографии, ни письма, только память.
У моей мамы, Клары Дмитриевны Макаренко, ветерана труда, более 60 лет прожившей в Каракалпакстане, очень мало воспоминаний об отце – Дмитрии Павловиче, но все они светлые, добрые. Помнит довоенные дни в селе Махновка Курской области, откуда родом. Как на праздники в их доме собирались друзья отца и, пригубив немного вина, пели красивые украинские и русские песни. Помнит его мускулистые руки кожевника Жили бедно, в доме, где не было деревянных полов -честный и принципиальный, он не брал себе ничего. Даже своим трем детям, из которых две малолетние девочки, не успел справить кожаную обувь.
Немцы докатились до Курска очень быстро, но в Махновке задержались ненадолго. В их доме, стоявшем на окраине села, разместилось целое подразделение. Мама вспоминает, как пугаясь чужих людей в форме и с оружием, большую часть времени с младшей сестренкой проводили под кроватью в своей спальне. Во дворе была расположена полевая кухня. В один из дней немцы, спешно собравшись, ушли. Лишь потом, повзрослев, сопоставив события, мама поняла, что с обеих сторон шла подготовка к Курской битве.
На фронт Костя – мамин брат был призван в 1942 году. А до того, махновские ребята пряталась, чтобы их не угнали в Германию, и ожидали призыва – военкомат действовал подпольно. К слову сказать, часть молодежи еще более раннего возраста все же угнали.
После войны с фашистами, его отправили в Манчжурию, откуда наши солдаты, пройдя знойные степи и пустыню Гоби, выбивали уже японских оккупантов. Отступая, враг засыпал или травил колодцы. И если бы не помощь соратников- монголов, предоставлявших верблюдов и умевших добывать в пустыне воду, было не выжить. Там он и был тяжело ранен. Домой вернулся лишь в 46-м с медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией».
Когда Костя пришел с войны, на него было страшно смотреть, вспоминает мама, желтый, высохший, обескровленный после ранения - ему пробило сердечную сумку. А вместо ребра, что над сердцем, натянутый лоскут кожи, сквозь который оно так и норовило выпрыгнуть. Ему довелось пожить в мирное время, получить высшее образование поработать в финорганах, вырастить двоих детей, увидеть внуков. Он дожил до 75.
Нашлись кое-какие архивные документы, касающиеся наших родных. Из них мы узнали, дед - Дмитрий Павлович погиб за несколько месяцев до победы, в январе 1945 года. В блиндаж попал снаряд, на следующий день он умер в госпитале. похоронили в литовском г.Шауляй. И было ему чуть за пятьдесят. С фронта не пришли и трое родных братьев моей бабушки Прасковьи Федосеевны Самбуровой. Иван погиб под Смоленском, Семен и Илья – пропали без вести, а четвертый, тоже Константин, - умер через полгода от ран. Сгинули, казалось, без следа, и два сбежавших на фронт их племянника Павел и Иван, которым едва исполнилось шестнадцать. Архивные сведения об одном из них нашлись несколько лет назад. В наградном документе написано, что рядовой Павел Ильич Макаренко, а ему на тот момент только 18 лет, в боевой операции по прорыву сильно укрепленной обороны немцев 5.10.44 г. первым ворвался в оборону противника и огнем своего автомата уничтожил сопротивлявшихся гитлеровцев, при этом взял в плен одного из них. Отличился и в других боях, «увлекая за собой бойцов на подвиги и овладение новыми рубежами. За проявленные мужество и отвагу достоин ордена Славы третьей степени». Получил ли он свою награду, нам неизвестно.
Т.КЛИМОВА, г.Нукус