slog

Тел/факс: 998 (61) 222-87-92
Республика Каракалпакстан г.Нукус ул.Татыбаева 7а

slid_slog

За что я люблю русский язык?

« Назад

25.08.2021 15:06

За что я люблю русский язык?

Этот вопрос заставил меня задуматься. Ведь действительно мы многим обязаны «великому и могучему», однако принимаем его как, само собой разумеющееся, тем, что было всегда и не нуждалось в объяснении любви. Может быть, настал этот момент?

Я родилась и выросла в Каракалпакстане – суверенной республике на северо-западе Узбекистана, среди коренного каракалпакского народа, но в русской семье, и поэтому родной язык я всегда воспринимала как неотъемлемую часть себя, своей жизни. Первые слова, колыбель матери, сказки, стихи и песни детства зарождали любовь к русскому языку, раскрывали его богатство и русский мир. А увлечение в отрочестве чтением русских классиков сильно повлияло на мировоззрение, формирование ценностей, личных качеств, определении идеалов. С литературой пришло понимание важности красиво и широко излагать мысли, говорить на этом прекрасном языке. Поэтому, когда пришло время выбирать специальность высшего образования, мой выбор был уверенным и естественным – филология русского языка.

Уже более пятнадцати лет я работаю учителем  начальных классов в городе Нукус, столице Каракалпакстана. Хорошо помню волнение и бурю смешанных чувств на своем первом самостоятельном уроке, ещё во время учебной практики. Конечно же, это был урок русского языка. Гордость от осознания призвания и радость делиться полученными знаниями с детьми подтвердили правильность выбора профессии.

Аральская экологическая трагедия Каракалпакстана известна во всём мире. Исчезновение Аральского моря привело к климатическим изменениям в нашем регионе: экстремально жаркое лето, очень холодные ветреные зимы. Пыльные бури, засуха, исчезновение многих видов животных, рыб и птиц, неблагоприятные условия для жизни людей – всё это последствия высыхания моря. Тем не менее, правительство Узбекистана и международные сообщества делают всё возможное для улучшения условий жизни в регионе.

Значительнаячасть русскоязычного населения покинула Каракалпакстан ещё в 1990-х годах, сократилось количество русских школ и большая часть населения Каракалпакстанауже не говорят на русском языке.

Тем не менее, несмотря на активную популяризацию изучения национальных языков, узбекской и каракалпакской литературы, отрадно наблюдать, что в настоящее время интерес населения к изучению русского языка только растёт из года в год. Это обусловлено многими современными реалиями: понимание необходимости изучения иностранных языков, увеличение шансов найти хорошую работу, получение доступа к огромному количеству информации и другие.Надеюсь, что и мой вклад в образование поможет улучшить жизнь этих людей.

Я преподаю в начальной школе с русским языком обучения. Нередко родители приводят в первый класс детей, которые почти не говорят по-русски. И только в школе они впервые знакомятся с русским алфавитом, письменностью, изучают слова, начинают читать и постигать произведения русских авторов. Для них это большой и тяжёлый труд. Моя задача – сделать уроки не только понятными, но и увлечь детей, привить любовь к знаниям, научить их учиться.

Современные методики обучения предоставляют много возможностей и инструментов учителю: мультимедийные и компьютерные технологии, викторины и конкурсы, интерактивные, интегрированные уроки, огромное количество учебных материалов, опыт коллег-преподавателей со всего мира и многое-многое другое. Раскрыть и развить педагогические навыки, получить обратную связь, помогают открытые уроки, которые мы часто проводим в нашей школе. Такие уроки также очень нравятся детям – они чувствуют ответственность и важность момента, стремятся продемонстрировать свои знания, получить признание. Как правило, открытые занятия посвящены определённым предметным темам и основаны на каких-то сюжетных сценариях: сказки и произведения, важные исторические события и так далее. Одна из наиболее любимых детьми тем – это русские фразеологизмы. Познакомившись с ними, дети продолжают с удовольствием применять их в своей повседневной речи.

Знакомство с поэзией русских классиков – это уже серьёзный шаг к увлечению языком. Мне кажется, именно она зарождает в детях зерно любви к новому языку, а не просто стремление его выучить. Глядя, как загораются глаза у детей, декларирующих стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, я понимаю, что ребёнок действительно осмыслил произведение, пропустил его через себя и полюбил.

Полагаю, что одна из самых важных задач учителя, это не только дать знания, а помочь сформировать правильные ценности у ребёнка, научить его мыслить самостоятельно, быть критичным к себе и другим, любить родину, ценить жизнь и близких людей, быть настоящим другом и человеком. Произведения русской литературы, изучаемые в рамках школьной программы, а также внеклассное чтение играют в этом самую важную роль.

Для всех учителей большая награда, когда ученик свободно начинает говорить на изучаемом языке, бегло читать и писать без ошибок, завоевывает награды в конкурсах, получает высокие оценки в состязаниях знаний.

Я горжусь своими учениками, для которых русский язык стал неотъемлемой частью жизни, и они успешно используют его в учёбе в престижных вузах Узбекистана, России и других стран.

И вот, в попытке ответить на поставленный вопрос, я словно со стороны взглянула на свою жизнь, педагогический опыт, и смогла, наконец, найти ответ – за что я люблю русский язык.

Ведь я являюсь носителем интересного, удивительного и богатого языка, и здесь моя «миссия», как педагога, как русского человека – быть источником и вдохновителем знаний о русском языке. И нельзя обучать русскому языку, не полюбив его всей душой, сердцем. Это важное и почётное призвание. И осознание этого дает мне силы, гордости, вдохновения.

Именно за это я люблю русский язык.

                                                                                                                Автор Евгения Винтовкина

                                                 photo_2021-08-25_15-12-58

 

 

                      За что я люблю русский язык?

Год1999. Узбекистан:

-Мамаша, я вас поздравляю, вес 3300, рост 53,мальчик. А почему такой светлый? Папаша вроде наш, тёмный… Или не родной?

Год 2007. Казахстан:

-Мамаша, приходим в себя, вес 3300, рост 53, на Фаберже смотреть будете? А почему ребёнок такой тёмный? Папаша из наших что ли?

 За эти две фразы, произнесённые в разное время разными женщинами в разных странах, но адресованные мне, самой счастливой мамочке на свете, я обожаю русский язык, я им восхищаюсь. Я ему поклоняюсь. Я просто на нём говорю.

Именно на этом  языке мне никогда не удастся вымолить прощения у моих родителей, у самых лучших родителей на всём белом свете за мой острый язык, за мой вздорный характер, за мои выходки, за непослушание, за пререкания. Мама и папа, если сможете, простите меня, я очень люблю вас, я страшно виновата перед вами. Наверное, я  слишком поздно это поняла. И молю только об одном, чтобы вы были здоровы, здоровы, здоровы.

Но всегда ли я люблю русский язык? Всегда ли он велик и могуч? Порой я его ненавижу, ненавижу, ненавижу. Пусть он будет трижды проклят, пусть я оглохну, но слышать и понимать я этого не хочу и не буду.

Оля, деда умер!

Оля, у бабы рак!

Оля, у бабули инсульт!

Оля, у мамы Хорея Гентингтона!

Оля, надо набраться сил и сказать Рудику, что Даня сегодня ночью погиб в аварии!

За что? Почему? Что за фразы? Исключите эти слова со всех словарей и справочников…

Вот он, великий могучий, может  убить, воскресить, вселить надежду, воодушевить.

А любили ли вы на русском? У меня есть кассета с песнями  из сериала «Элен и ребята», на оборотной стороне вкладыша которого написано «Моей любимой, единственной и неповторимой Олечке». Я думаю, много воды здесь можно написать, но она ни к чему. Я просто уже на протяжении 24 лет знаю, что я неповторимая, что я единственная, что я ЛЮБИМАЯ.

…А мат… Это же отдельная наука о языке…Здесь меня по головке не погладят, но я грешна и обожаю грешных. Они такие настоящие и  их (наш) язык такой живой . Самые лучшие приглашения на дни рождения, самые яркие отзывы о моём внешнем виде, самая критичная дегустация моей стряпни, самые душевные и сопливые разговоры складывались благодаря мату . Заменю в примере эти сладкие слова «пи-пи-пи».

-Я «пи-пи-пи».не поняла, «пи-пи-пи». тебе, «пи-пи-пи», звонить, «пи-пи-пи»  надо, чтобы ты, «пи-пи-пи., пришла «пи-пи-пи». тётку «пи-пи-пи» с днем рождения «пи-пи-пи»  поздравить. «Пи-пи-пи» встала, «пи-пи-пи», оделась, «пи-пи-пи»  и через пять минут, «пи-пи-пи», чтобы «пи-пи-пи» была у меня. 

Это был самый лучший день рождения с моей и.о. свекрови.

 

Да, русский язык, о тебе  я могу говорить долго, много, ёмко, пусто, цельно, безрезультатно, в красках, монотонно, со слезами, нудно, ярко, безразлично, бурно, брызжа слюной, высокомерно, уничижительно, подбадривающе, обнадёживая.

Страшно представить, если бы я не знала русского и не читала бы письмо Татьяны к Онегину, и мой будущий на тот момент муж не влюбился бы в меня по уши.  Страшно представить, если бы слово «мама» мне пришлось произносить на другом языке. Страшно представить, если бы в телефоне  «сынок» было записано на другом языке…

Но я не боюсь и мне не страшно, ведь я говорю на тебе, я живу тобой,я закодирована на генном уровне думать, говорить, писать, творить на ВЕЛИКОМ И МОГУЧЕМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ!!!

                                                                                   Автор Ольга Пискунова

                                                  photo_2021-08-25_15-12-50